История появления и развития православной веры на Руси остается до сих пор наименее изученной областью в современной историографии.
Но больше всего пробелов в изучении истории русской церкви до периода татаро-монгольского нашествия.
Очень интересным при этом является вопрос, связанный с формированием и развитием церковной организации.
После того как христианство стало официальной религией, на Руси была создана первая организация Русской православной церкви, которая представляла собой митрополию константинопольского патриархата.
Она возглавлялась митрополитом, который прибывал из Константинополя.
Некоторые исследователи полагали, что первая митрополия находилась в Переяславле, но это так и не нашло своего подтверждения.
Управление церковью на местах и в административных центрах осуществлялось епископами, которые подчинялись непосредственно митрополиту. Первые епархии начали создаваться в последние годы правления Владимира, а после его смерти это дело продолжил Ярослав.

Во второй половине девятого столетия начинают появляться епископии на землях, которые осваивались киевским князьями. Этому существенно препятствовало население, которое не желало подчиняться новой церкви и принимать христианство.

В летописях встречаются упоминания о восстаниях населения этих земель.
Но киевская митрополия была не единственной в то время. Существовало еще три митрополии, две из которых не имели в подчинении епископов, поскольку сами подчинялись непосредственно патриарху. Успех сыновей Ярослава состоит в том, что Константинополь вынужден был пойти на уступки их требованиям и они добились сосредоточение власти в руках киевского князя, а, следовательно, и церковное управление находилось в Киеве.
Новгородские епископы носили звание архиепископа, но этот титул ничего не означал, но подчинялись они напрямую патриарху, минуя митрополита. Более того, они назначались первыми среди епископов и имели определенные права, которые делали их фактически главой государства.
Можно уверенно сделать вывод, что формирования структуры управления православной церковью напрямую зависело от развития государственного управления на Руси в целом.

Праздник Купалы

  • Current